Самозанятые граждане ответы на вопросы: ФНС ответило на 10 вопросов

20.03.2019

Самозанятые граждане ответы на вопросы: ФНС ответило на 10 вопросов

ФНС опубликовало письмо, в котором высказала свою позицию по 10 самым актуальным вопросам, с которыми сталкиваются организации, желающие сотрудничать с «самозанятыми» гражданами.

Давайте рассмотрим письмо подробнее.

1. В какой форме организациям заключать договоры с самозанятыми гражданами?

ФНС считает допустимым любые формы сделок (устная/письменная), если они не противоречат требованиям Гражданского кодекса.

2. Сделка, исполняемая немедленно: какие документы оформить?

Сделкой, исполняемой немедленно, является, к примеру, покупка товаров в магазине: договор между магазином и покупателем в письменной форме не заключается, но он имеет место быть и его наличие подтверждается выданным кассовым чеком.

По сделке, исполняемой самозанятым немедленно (работающему по принципу «оплата по факту»), письменная форма также не требуется.

Факт заключения договора подтверждается оплатой Заказчиком суммы за полученные услуги.

Документом, подтверждающим затраты организации, выступает чек, который обязан выдать самозанятый через специальное приложение.

3.  Нужно ли заключать новый договор между юрлицом и ИП, который стал самозанятым, в случае если условия договора не изменились?

ФНС разъясняет, что в такой ситуации нет необходимости перезаключать договор, если только изменение статуса стороны договора не повлияет на существенные условия договора.

Если ИП был на упрощенке или ОСН – существенные условия договора не должны измениться.

Если ИП был плательщиком НДС - налоговики рекомендуют оформить допсоглашение об изменении цены договора (в случае если в цену договора был включен НДС).

P.S. Тем не менее, во избежание недоразумений, советуем заключить допсоглашение об изменении наименования стороны договора: где указать, что теперь соответствующая Сторона является не ИП, а физическим лицом–плательщиком НПД (налога на профессиональный доход).

4. Чеки самозанятого – основной документ, подтверждающий расходы компании, Акты по итогам месяца – по желанию.

Компании интересовал вопрос: если они хотят сотрудничать с Самозанятым на постоянной основе (в т.ч. ежедневно) - допустимо ли не собирать каждый раз чеки от Самозанятого, а просто в конце месяца получить от него акт о выполненных работах и произвести оплату?

Налоговая категорична: с Самозанятым работать только по чекам; акты по итогам месяца могут выступать в качестве доп.документа в целях отчетности, но они не подменяют собой чеки.

5. Как хранить чеки: в электронном или распечатанном виде?

Самозанятый согласно закону может передать чек Заказчику в распечатанном виде или электронно (на телефон, на e-mail, QR-код), соответственно – оба варианта имеют равную силу.

6. Когда самозанятый должен передать чек заказчику при безналичной оплате?

При безналичных расчетах чек должен быть «пробит» Самозанятым и передан Заказчику не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором были произведены такие расчеты.

7. Что делать, в случае самозанятый не предоставил чек?

ФНС рекомендует сообщать ей о таких случаях, в т.ч. через сервис "Обратиться в ФНС России".

P.S. Рекомендуем организациям перед заключением договора с самозанятым – проверить его статус.

8. Может ли самозанятый аннулировать чек после его передачи заказчику?

Да, Самозанятый может аннулировать чек, если ввел в приложении «Мой налог» некорректные сведения или хочет отменить оплату. В свою очередь, Заказчику тоже необходимо произвести соответствующую корректировку в своих отчетных документах.

9. Какой порядок уплаты налогов самозанятыми гражданами?

1)  Датой получения самозанятым доходов, как правило, признается:

  • дата получения наличных денежных средств;
  • дата поступления денежного перевода;
  • дата поступления денежного перевода на счета уполномоченных им третьих лиц.

2)     Сумму налога и реквизиты оплаты можно узнать в приложении «Мой налог».

3)     Сроки и место уплаты налога: не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения деятельности.

4)     Способы оплаты:

  • Лично;
  • Через приложение «Мой налог» посредством предоставления ФНС права на списание средств;
  • Поручить банку оплачивать налоги со своего счета (в таком случае ФНС будет направлять уведомления банку).

10. Нужно ли переоформлять договор с самозанятым, если он потерял свой статус в связи с тем, что его доходы превысили установленные законом 2,4 млн. рублей?

ФНС считает, что переоформлять ранее заключенные договора не нужно, если это не повлечет изменения существенных условий. Единственное, с даты утраты самозанятым своего статуса, - организация должна «рассчитать» его как простое физлицо (что означает: удержать НДФЛ, оплатить страховые взносы и т.п.).

P.S. Рекомендуем, в любом случае заключить допсоглашение об изменении наименования стороны договора: где указать, что теперь соответствующая Сторона является не физическим лицом – плательщиком НПД, а – физлицом без какого-либо статуса.