Пн-Пт (9.00 - 19.00)
Продать фирму
27.11.2025
Госзакупки – это размещение и исполнение заказа для государственных и муниципальных нужд. Оплата по контрактам осуществляется за счет средств бюджетных организаций или компаний с государственным участием. По этой причине за размещением заказа, определением победителей и исполнением обязательств осуществляется надзор со стороны различных ведомств, от ФАС до прокуратуры. Участниками тендеров могут быть юридические лица и предприниматели, отвечающие требованиям федерального закона, положениям документации по закупке. Правовое регулирование госзакупок осуществляется по Федеральным законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, ряды других нормативных актов.
Содержание: Что относится к госзакупкам простыми словами Федеральный закон 44 – кратко Федеральный закон 223 – кратко Кто может размещать заказы на закупки для государственных нужд Кто может принимать участие в тендерах Что нужно для участия в госзакупках Регистрация на электронных площадках Какие документы нужны для подачи заявки на участие в госзакупках Как подать заявку на госзакупку в 2022-2023 годах Где искать тендеры Как запросить разъяснения по госзакупке Порядок и сроки подачи заявки Как проводятся аукционы Когда можно заключить контракт с единственным поставщиком Как заключить госконтракт по 223-ФЗ или 44-ФЗ Действия после исполнения контракта За что грозит ответственность при совершении госзакупок
Как следует из определения, госзакупки – это закупки для государственных нужд. Это может быть поставка товаров, выполнение различных работ и оказание услуг. Финансирование закупок может осуществляться:
Законодательство предусматривает 2 направления закупок для государственных нужд, либо для деятельности отдельных организаций. Правила Федерального закона № 44-ФЗ распространяются на контрактную систему. Она включает планирование закупок, размещение их в информационной системе и на электронных площадках. Согласно Федеральному закону № 223-ФЗ закупки (тендеры) осуществляют отдельные категории организаций, в том числе госкорпорации, структуры естественных монополий и т.д. Правила закупок по указанным нормативным актам, вомногом, совпадают, но есть и существенные отличия.
Есть ряд общих принципов и требований, которые должны соблюдаться при любых видах госзакупок:
Участники закупок получают гарантию оплаты за товары, работы или услуги от государства. Но для этого нужно выполнить требования по качеству и срокам исполнения контракта, передаче результата заказчику. Поставщики (исполнители), ранее допускавшие нарушения при исполнении контракта, включаются в специальный реестр (реестр недобросовестных поставщиков – РНП). Это повлечет запрет на участие в последующих закупках.
Главный нормативный акт, по которому осуществляются госзакупки - это Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…». В нем можно найти следующую информацию:
На данный момент применяется редакция Закона № 44-ФЗ по состоянию на 28.06.2022 года. Но нужно учитывать, что изменения в нормативный акт вносятся постоянно и по нескольку раз в течение года. Чтобы избежать проблем при участии в закупках, рекомендуем всегда проверять законодательство на предмет обновлений, обращаться за помощью к юристам.
Еще одно направление для проведения тендеров описано в Федеральном законе № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Он не противоречит Закону № 44-ФЗ и не пересекается с ним, так как содержит отличия:
Правила закупок по Закону № 223-ФЗ относительно мягче, чем по 44-ФЗ. В частности, там указано больше оснований для заключения контрактов с единственным поставщиком. Также для заказчиков по Закону № 44-ФЗ утвержден перечень товаров, услуг и работ, которые разрешено закупать только в электронной форме (Постановление Правительства РФ № 616). Если закупка не подпадает под указанный перечень, ее можно размещать в обычной письменной форме. Но большинство заказчиков уже давно перешло на электронный документооборот, поэтому ищет поставщиков через интернет-площадки.
Согласно Закону № 44-ФЗ, разместить контракт и другие документы по закупке могут следующие категории заказчиков:
В случаях, прямо указанных в законе, заказчиком может быть бюджетное учреждение, ГУП или МУП. Например, бюджетные учреждения могут размещать закупку за счет субсидий, полученных из бюджета. Но за счет средств, полученных из иных источников, они могут работать по Закону № 223-ФЗ. Для этого им нужно разработать и утвердить свое положение о закупках с учетом требований 223-ФЗ.
По нормам Федерального закона № 223-ФЗ закупки обязаны размещать следующие заказчики:
Также под закупки по Закону № 223-ФЗ попадают юридические лица, если в их уставном капитале более 50% принадлежит субъектам из списка выше.
По умолчанию, подать заявку на участие в закупке может любое юридическое лицо или предприниматель. Однако исходя из вида тендера и требований закона, могут вводиться следующие ограничения на участие:
Даже если участник соответствует всем требованиям по закупке, с ним не обязательно заключат контракт. Сначала нужно принять участие в процедуре торгов или конкурса, либо подтвердить основания для заключения контракта с единственным поставщиком. Если заказчик допустит нарушения или злоупотребления при определении победителя и заключении контракта, его действия может обжаловать любое заинтересованно лицо. Также закупку могут аннулировать по требованию прокуратуры или ФАС, в судебном порядке.
Перечень обязательных требований для поставщиков на госзакупках указан в ст. 31 Закон № 44-ФЗ. Заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, могут указывать ограничения в своих положениях о закупках. Но при этом нельзя искусственно ограничивать конкуренцию, предусматривать разные требования для отдельных претендентов.
Вот какой перечень ограничений для участия в госзакупках предусмотрен Законом № 44-ФЗ:
Исходя из вида и предмета закупки могут устанавливаться дополнительные ограничения. Например, если нужен контракт на ремонт или обслуживание систем противопожарной защиты, претендент должен подтвердить наличие лицензии МЧС. Если предметом закупки являются строительные работы на сумму от 10 млн. руб., заявитель должен подтвердить членство в профильной СРО.
Подавляющее большинство закупок по 44-ФЗ осуществляется в электронной форме. Поэтому организации и ИП, планирующие подавать заявки, должны:
Перечень документов, которые нужно представить претенденту, определяется заказчиком, но с соблюдением норм законодательства. Нельзя требовать документы, которые незаконно ограничивают доступ к закупке. В список документации может входить:
Заявка заполняется в двух частях, открытой и закрытой. Любое заинтересованное лицо может запрашивать разъяснения по техническому заданию, по предмету закупки и порядку проведения торгов.
Дополнительные документы могут потребоваться при регистрации на электронных площадках, при получении банковских гарантий. Например, это может быть бухгалтерская отчетность и декларации по налогу на прибыль, иные документы.
Чтобы принять участие в закупке, нужно сначала подобрать подходящие варианты тендеров, ознакомиться с требованиями заказчика, подготовить и подать заявку с документами. Также необходимо оценить свои силы в плане исполнения обязательств по контракту. Нарушения по срокам исполнения, ненадлежащее качество и иные претензии со стороны заказчика могут грозить ответственностью.
Все закупки по Закону № 44-ФЗ доступны на едином портале. Также можно искать информацию через цифровую платформу МСП.рф (по тендерам для малого и среднего предпринимательства). Общие сведения о тендерах можно искать даже без регистрации. Искать подходящие госзакупки можно по следующим параметрам:
Также можно искать закупки по способу определения победителя – аукцион, конкурс, электронный запрос котировок или предложений. При запросе котировок победитель определяется только исходя из предложения, указанного в заявке (самая низкая цена). Поэтому после направления заявки уже нельзя повлиять на итоги процедуры. При участии в аукционе, напротив, можно давать предложения с более высокой ценой, чтобы обойти других претендентов.
Если закон допускает заключение контракта с единственным поставщиком, то заказчик размещает извещение. В отдельных случаях, после заключения контракта заказчик направляет уведомление в контролирующий орган. Подробнее об основаниях и правилах заключения контрактов с единственным поставщиком расскажем ниже.
До подачи заявки можно направить заказчику запрос на разъяснение конкурсной или аукционной документации. Для этого в извещении сразу указывается срок и правила подачи запроса, порядок направления ответа. Если указанный порядок будет нарушен, то заявитель сможет обжаловать незаконные действия. Это может привести и к аннулированию тендера, если участника необоснованно лишила права на подачу заявки.
Закупки делятся на открытые и закрытые. Если проводится открытый тендер, то подать заявку может любо заинтересованное лицо, соответствующее требованиям заказчика и нормам закона. По закрытым процедурам перечень участников определяется заказчиком. Он направляет предложение принять участие в закрытом аукционе, конкурсе или запросе котировок.
Общие правила подачи заявок описаны в ст. 43 Закона № 44-ФЗ. Выделим самые важные моменты:
Решения о допуске или отказе по заявкам указывают в протоколах. Заявитель, несогласный с решением, может подать жалобу.
Так как аукцион является конкурентной процедурой, то решение о победителе будет принято по самому высокому ценовому предложению. Алгоритм проведения торгов:
В некоторых случаях торги могут признать несостоявшимися (например, если ни один участник не сделал ценовых предложений). В этом случае заказчик вправе провести закупку заново, но с соблюдением общего порядке.
Если проводится конкурс, то оценивается не ценовое предложение, а общие условия исполнения контракта (например, по срокам поставки). Победителем признается заявитель с лучшими условиями. Оценкой предложений занимается комиссия заказчика. Для этого сразу указывается перечень показателей, за которые будут снимать или начислять баллы.
Без проведения конкурентных процедур можно заключить контракт с единственным поставщиком. Так как это противоречит принципам конкуренции, единственного поставщика можно привлекать к закупке только по исключительным основаниям. Они перечислены в статье 93 Закона № 44-ФЗ. Несколько примеров, когда у заказчика возникает указанное право:
Всего в статье 93 указано почти три десятка оснований для заключения контрактов с единственным поставщиком. В частности, их перечень был расширен после введения внешних санкций в 2022 году, так как по многим видам продукции сократилось количество производителей, импортеров. При заключении контракта заказчик обязан обосновать, по какому пункту статьи 93 он выбирает поставщика.
Победитель обязан заключить контракт по цене, которая указана в итоговом протоколе. В цену контракта будет включена сумма задатка, если участник использовал такой вариант обеспечения вместо банковской гарантии. Подписание контракта осуществляется через сервисы на Единой информационной системе в сфере закупок. Если победитель уклоняется от подписания, либо нарушит сроки направления документов, его могут признать недобросовестным поставщиком. Сведения об этом будут внесены в реестр (РНП).
После подписания контракта поставщик обязан исполнить свои обязательства. Правила исполнения указываются в документах. Например, это может быть разовая поставка или выполнение всего объема работ (услуг), либо по отдельным этапам. Если продукция, услуги и работы отвечают требованиям по качеству, заказчик обязан их принять с оформлением акта. Все документы об исполнении контракта размещаются в карточке госзакупки на портале.
Отказ от приемки товаров, работ или услуг со стороны заказчика допускается по следующим основаниям:
Оплата по контракту может осуществляться в виде аванса с последующим окончательным расчетом. Также допускается оплата по каждому этапу поставки или выполнения работ (услуг).
Недобросовестный поставщик может привлекаться к гражданской ответственности в виде неустойки (например, за нарушение сроков или объема поставки). Также ответственность может наступать:
по ст. 7.30 КоАП РФ за нарушения Закона № 44-ФЗ(например, могут наказать руководителя организации-заказчика, членов комиссии, организатора торгов и т.д.);
по ст. 7.32.3 КоАП РФ за нарушения Закона № 223-ФЗ (например, за несоблюдение формы закупки, за нарушение сроков размещения документов и т.д.);
по ряду статей Уголовного кодекса РФ (например, по ст. 201.2 УК РФ за нарушение условий контракта по оборонному заказу).
Жесткие санкции грозят за коммерческий подкуп при размещении госзакупки, за сговор с участниками и ограничение конкуренции, за необоснованный прием товаров ненадлежащего качества. Точный вид и размер ответственности зависит от характера нарушения, статуса должностного лица и суммы причиненного ущерба.
Чтобы улучшить Ваше взаимодействие с сайтом, мы используем cookie файлы.