Пн-Чт (9-19) Пт (9-18)
Регистрация АНО (автономная некоммерческая организация) регламентирована Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Государственные услуги по регистрации оказывают Министерство юстиции (Минюст) и Федеральная налоговая служба (ФНС).
В Москве и области регистрация проводится в территориальном органе - Главном управлении Министерства юстиции по Москве, Управлении Министерства юстиции по Московской области (Минюсте). После того, как Минюст примет решение о регистрации, документы передаются в регистрирующий орган - Управление
ФНС по Москве, Московской области. Далее документы опять попадают в Минюст, окончательно оформляются и выдаются заявителю.
Порядок регистрации АНО, сроки, требования закреплены в действующем законодательстве. Но как это часто, бывает, на практике всё оказывается намного сложнее, чем в теории:
1) по сравнению, например, с регистрацией ООО, при регистрации АНО содержание всех документов, в том числе устава, будет подробно изучаться специалистами Минюста;
2) организационно-правовые формы НКО сильно отличаются друг от друга, в частности, по структуре, компетенции органов управления, правам учредителей.А в чем существо этих отличий, описано очень скупо;
3) законодательство практически не содержит четких норм, о требованиях к наименованию АНО, как создать АНО и составить об этом протокол, что он должен содержать, какие положения должен и может содержать Устав Автономной организации, а какие не может, какие документы нужно дополнительно оформить и приложить.
Все это приводит к трудности составления документов и что самое важное, что у Минюста, как правило, есть своя позиция по содержанию и оформлению ваших документов. Это повлечет за собой многочисленные замечания, а иногда, к сожалению, и отказ в регистрации.
В Гражданском кодексе РФ все коммерческие и некоммерческие (НКО) организации разделены на 2 категории:
1) корпорации (корпоративные);
2) унитарные организации. Учредители унитарных организаций не становятся участниками и не приобретают прав членства в них.
Автономные некоммерческие организации относятся к унитарным организациям. АНО могут создаваться как юридическими, так и физическими лицами. Количество учредителей не ограничено. АНО может быть учреждено и одним учредителем.
АНО создаются на основе имущественных взносов учредителей, с целью оказания услуг в сфере науки, образования, культуры, здравоохранения и т.д. Очень часто форма АНО используется для создания образовательных организаций, таких как Автономная некоммерческая организация ДПО (дополнительного профессионального образования).Заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых была создана организация, автономные некоммерческие организации могут через создание хозяйственных обществ либо участие в них.
АНО может преобразоваться в фонд. Ассоциации (союзы), частные учреждения, общественные организации могут преобразоваться в АНО.
Любой из учредителей (за исключением одного оставшегося) АНО может по своему желанию выйти из состава её учредителей. По единогласному решению учредителей могут быть приняты новые лица в состав учредителей.
Ранее не было разделения компетенции между учредителями и коллегиальным органом управления. Сейчас ГК содержит норму о том, что управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители.
У учредителей АНО обязательно есть своя компетенция:
1) утверждение, изменение устава;
2) создание, избрание постоянно действующего коллегиального органа управления, назначение единоличного исполнительного органа;
3) преобразование АНО;
4) принятие в состав учредителей новых лиц.
Единоличным исполнительным органом может быть назначено только физическое лицо, в том числе и один из учредителей АНО.
Для соблюдения требований законодательства для государственной регистрации АНО в Минюст представляются следующие документы:
- заявление о регистрации АНО по Форме Р11001 в 2-х экз.; - устав АНО в 3-х экз.; - решение или протокол о создании в 2-х экз.; - документ об уплате государственной пошлины*.
*Госпошлина за регистрацию взимается в размере 4 000 руб. и оплачивается по реквизитам указанным на официальном сайте Минюста Российской Федерации.
Форма документов, необходимых для регистрации, определяются Минюстом РФ. Документы, для государственной регистрации АНО, нужно представить не позднее 3-х месяцев со дня принятия решения о создании АНО.
Минюст или его территориальный орган Главное управление Министерства юстиции по Москве, Московской области принимает решение не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения документов для государственной регистрации автономной некоммерческой организации.
Далее Минюст направляет в регистрирующий орган в Управление ФНС по Москве, Московской области сведения и документы для внесения организации в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган вносит соответствующую запись в течение 5-ти рабочих дней и передает документы обратно в Министерство юстиции. Минюст или его территориальный орган, не позднее 3-х рабочих дней после получения документов, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и иные документы.
Перед нами стояла задача найти зарегистрированную автономную организацию. Обратились в ЮК СОЮЗ15 и поняли, что приобретение уже готовой АНО и переоформление её на нас потребует двойного бюджета. Поэтому воспользовались рекомендацией юристов и решили зарегистрировать новую АНО сразу на нас. Учитывая, что нам предложили регистрацию на домашний адрес учредителя, по стоимости получилось вполне доступно. И наверное, не менее важное, всё было сделано в озвученные сроки, без замечаний. Спасибо!