Регистрация Фонда (Благотворительного Фонда) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и с учетом установленного Федеральным законом N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Регистрация Фонда (Благотворительного Фонда) проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (в Минюсте), или в его территориальных органах в Главном управлении Министерства юстиции по Москве (в Минюсте по Москве), в Управлении Министерства юстиции по Московской области (в Минюсте по Московской области).
Каждый для себя сам решает, как создать Фонд (Благотворительный Фонд). Это можно сделать самостоятельно или обратиться к специалистам. Регистрация Фонда (Благотворительного Фонда), её порядок, сроки, требования, конечно, закреплены в законодательстве, но нужно учитывать следующее: 1) подробной регламентации в законодательстве как создать Фонд (Благотворительный Фонд) нет; 2) виды НКО достаточно разнообразны, а чем они отличаются друг от друга, тоже описано, очень обтекаемо; 3) законодательство практически не содержит конкретных норм, о требованиях: - какое должно быть наименование Фонда (Благотворительного Фонда); - как создать Фонд (Благотворительный Фонд) и составить об этом протокол или решение; - что они должны содержать Протокол или Решение; - какие положения должен и может содержать Устав Фонда (Благотворительного Фонда); - какие документы нужно дополнительно оформить, чтобы создать Фонд (Благотворительный Фонд). Всё это, приводит к трудности составления документов, возможности допустить недочеты или ошибки при создании Фонда. Это очень часто приводит к многочисленным замечаниям в документах, а зачастую и отказу в регистрации, потере времени, средств на государственную пошлину, нотариальные расходы. В действующей с 2014 года редакции Гражданского кодекса РФ все коммерческие и некоммерческие (НКО) организации разделены на 2 группы: 1) корпорации (корпоративные организации); 2) унитарные организации. Учредители унитарных организаций не становятся участниками и не приобретают прав членства в них. Фонды относятся к унитарным организациям. Фонды могут создаваться как юридическими, так и физическими лицами. Количество учредителей не ограничено. Фонд может быть создан и одним учредителем. Фонды создаются на основе добровольных имущественных взносов и преследуют благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Очень часто форма Фонда используется для создания Благотворительного или Общественного фонда. Благотворительный фонд осуществляет благотворительную деятельность в интересах отдельных категорий лиц либо общества в целом. Имущество, которое передано Фонду его учредителями, является собственностью Фонда. Также источниками формирования имущества Фондов являются: пожертвования, благотворительные пожертвования, доходы от деятельности фонда и использования его имущества. Но Фонд может использовать это имущество только для целей, определенных в его уставе. В этом есть главное отличие Фонда от других видов НКО. Фонд является неким проводником: получает и объединяет имущество и направляет его строго на цели, ради которых он был создан. А в Благотворительном фонде есть ещё такие ограничения: он не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 % средств, а также не менее 80 % пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения такого пожертвования. Реорганизация Фондов не допускается. Любой из учредителей (за исключением одного оставшегося) Фонда может по своему желанию выйти из состава её учредителей. По единогласному решению учредителей могут быть приняты новые лица в состав учредителей Фонда. Обязанностью Фонда является ежегодная публикация отчетов об использовании своего имущества. Управление в Фонде Ранее в Фонде у учредителей не было своей исключительной компетенции. Сейчас ГК содержит норму, о том, что в Фонде высший орган управления может быть только коллегиальным, а у учредителей может быть своя компетенция: 1) утверждение, изменение устава; 2) избрание коллегиального исполнительного органа, назначение единоличного исполнительного органа; Принятие в состав учредителей новых лиц – право учредителей Фонда. Отличительной особенностью Фондов является обязательное наличие надзорного органа – Попечительского совета.
Итак, Вы еще думаете как создать Фонд (Благотворительный Фонд)?
Документы, необходимые для государственной регистрации Фонда, нужно представить для регистрации не позднее чем через 3 месяца со дня принятия решения о создании. Срок регистрации Фонда (Благотворительного Фонда) отличается от стандартных сроков коммерческих организаций. Минюст или его территориальный орган Главное управление Министерства юстиции по Москве, Управление Министерства юстиции по Московской области принимает решение не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения документов о государственной регистрации некоммерческой организации. Далее он направляет в регистрирующий орган в Управление ФНС по Москве, Управление ФНС по Московской области сведения и документы, необходимые для внесения сведений в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган вносит в срок не более чем 5 рабочих дней соответствующую запись и передает документы обратно в Минюст. Минюст или его территориальный орган, не позднее 3-х рабочих дней выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и иные документы.
Государственная регистрация изменений в устав Фонда осуществляется в те же сроки и в том же порядке, что и создание - государственная регистрация при учреждении. Регистрация изменений в устав Фонда облагается госпошлиной в размере 800 рублей. Внесение изменений в устав Фонда (Благотворительного Фонда) вступает в силу со дня их регистрации, а если вносились изменения только в сведения в ЕГРЮЛ, например, смена Президента в Фонде (Благотворительном Фонде), то со дня внесения этих сведений в ЕГРЮЛ. Стоит добавить, что Минюст, как правило, не регистрирует внесение изменений в устав Фонда отдельным документом. Поэтому, приходится подготавливать и утверждать устав Фонда с изменениями. А это требует достаточно большой работы, так как нередко устав уже не соответствует действующему законодательству, что влечет за собой приведение устава Фонда (Благотворительного Фонда) в соответствие с законодательством.