Пн-Чт (9-19) Пт (9-18)
Регистрация Фонда (Благотворительного Фонда) осуществляется в соответствии со следующими Федеральными законами:
№ 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 года;
№ 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.1995.
При этом учитывается установленный Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 порядок государственной регистрации некоммерческих организаций.
Регистрация проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (в Минюсте), или в его территориальных органах в Главном управлении Министерства юстиции (Минюсте) по Москве или по Московской области.
Список трудностей, с которыми можно столкнуться при самостоятельной регистрации Фонда:
1) подробного регламента по созданию Фонда в законодательствене описано; 2) отличия видов НКО описаны очень обтекаемо; 3) законодательство практически не содержит конкретных норм, о следующих требованиях: - какое должно быть наименование Фонда (Благотворительного Фонда); - как составить протокол или решение о создании Фонда; - какие положения должен и может содержать Устав; - какие документы нужно оформить дополнительно.
Всё это приводит к сложностям в составлении документов, возможности допустить недочеты или ошибки при создании Фонда. Частые последствия - многочисленные замечанияк документам, а зачастую и отказ в регистрации, потеря времени, средств на государственную пошлину, нотариальные расходы. В действующей с 2014 года редакции Гражданского кодекса РФ все коммерческие и некоммерческие (НКО) организации разделены на 2 группы:
1) корпорации (корпоративные организации); 2) унитарные организации.
Учредители унитарных организаций не становятся участниками и не приобретают прав членства в них. Фонды относятся к унитарным организациям.
Фонды могут создаваться как юридическими, так и физическими лицами. Количество учредителей не ограничено. Фонд может быть создан и одним учредителем.
Фонды создаются на основе добровольных имущественных взносов и преследуют благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Очень часто форма Фонда используется для создания Благотворительного фонда. Благотворительный фонд осуществляет благотворительную деятельность в интересах отдельных категорий лиц либо общества в целом.
Имущество, которое передано Фонду его учредителями, является собственностью Фонда. Также источниками формирования имущества Фондов являются: пожертвования, благотворительные пожертвования, доходы от деятельности фонда и использования его имущества. Но Фонд может использовать это имущество только для целей, определенных в его уставе. В этом есть главное отличие Фонда от других видов НКО. Фонд является неким проводником: получает и объединяет имущество и направляет его строго на цели, ради которых он был создан. А в Благотворительном фонде есть ещё такие ограничения: он не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 % средств, а также не менее 80 % пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения такого пожертвования.
Реорганизация Фондов не допускается.
Любой из учредителей (за исключением одного оставшегося) Фонда может по своему желанию выйти из состава егоучредителей. По единогласному решению учредителей могут быть приняты новые лица в состав учредителей Фонда. Обязанностью Фонда является ежегодная публикация отчетов об использовании своего имущества. Управление
Ранее в Фонде у учредителей не было своей исключительной компетенции. Сейчас ГК содержит норму, о том, что в Фонде высший орган управления может быть только коллегиальным, а у учредителей может быть своя компетенция:
1)утверждение, изменение устава; 2) принятие в состав учредителей новых лиц..
Отличительной особенностью Фондов является обязательное наличие надзорного органа – Попечительского совета.
Чтобы соблюсти требования законодательства для государственной регистрации Фонда в Минюст представляются следующие документы:
- заявление о регистрации Фонда по Форме Р11001 в 2-х экз.; - устав Фонда в 3-х экз.; - решение или протокол о создании Фонда в 2-х экз.; - документ об уплате государственной пошлины*.
*Госпошлина за регистрацию Фонда взимается в размере 4 000 руб. и оплачивается по реквизитам указанным на официальном сайте Минюста Российской Федерации.
Документы нужно представить для регистрации не позднее чем через 3 месяца со дня принятия решения о создании.
Срок регистрации Фонда отличается от стандартных сроков коммерческих организаций. Минюст или его территориальный орган (Главное управление Министерства юстиции по Москве, Управление Министерства юстиции по Московской области) принимает решение не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения документов о государственной регистрации некоммерческой организации.
Далее он направляет в регистрирующий орган в Управление ФНС по Москве, Управление ФНС по Московской области сведения и документы, необходимые для внесения сведений в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган вносит в срок не более чем 5 рабочих дней соответствующую запись и передает документы обратно в Минюст. Минюст или его территориальный орган, не позднее 3-х рабочих дней выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и иные документы.
Государственная регистрация изменений в устав Фонда осуществляется в те же сроки и в том же порядке, что и создание - государственная регистрация при учреждении.
Регистрация изменений в устав Фонда облагается госпошлиной в размере 800 рублей.
Внесение изменений в устав вступает в силу со дня их регистрации, а если вносились изменения только в сведения в ЕГРЮЛ, например, смена Президента в Фонде (Благотворительном Фонде), то со дня внесения этих сведений в ЕГРЮЛ. Стоит добавить, что Минюст, как правило, не регистрирует внесение изменений в устав Фонда отдельным документом. Поэтому, приходится подготавливать и утверждать устав Фонда с изменениями. А это требует достаточно большой работы, так как нередко устав уже не соответствует действующему законодательству, что влечет за собой приведение устава Фонда (Благотворительного Фонда) в соответствие с законодательством.
Ликвидация Фонда предполагает полное прекращение всех его прав и обязанностей без какого-либо правопреемства. Ликвидация осуществляется только по решению суда, по заявлению заинтересованных лиц.
Основаниями для ликвидации могут быть следующие:
1) имущества фонда (благотворительного фонда) недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) цели фонда (благотворительного фонда) не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) организация в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; 4) в других случаях, предусмотренных законом.
При желании юристы ЮК СОЮЗ15 могут проконсультировать Вас и сообщить срок, порядок, стоимость такой ликвидации.